Практика отпускания
Эта статья посвящена практике отпускания. Отпускание (letting go) — один из пяти необходимых внутренних навыков, наряду с осознанием (awareness), проницательностью (insight), принятием хорошего (taking in the good) и использованием намерения (using the will).
Мы занимаемся практикой отпускания всякий раз, когда расслабляемся, освобождаемся от внутренних напряжений и болезненных ощущений (например, от беспокойства или гнева), принимаем всё не так близко к сердцу и отпускаем мысли, которые делают нас и других людей несчастными (например, перестаём критиковать себя или прокручивать в голове какие-то страшные ситуации, которые вряд ли произойдут).
Отпускание — это действие нашего ума. Это так же просто и естественно, как опустить салфетку в мусорное ведро. Например, на телесном уровне вы практикуете отпускание каждый раз, когда делаете выдох или принимаете ванну.
Самое важное состоит в том, что отпускание — это противоположность цеплянию, которое приводит к страданию. Именно поэтому отпускание стоит в одном ряду с медитацией и практикой внимательности.
Немного о практических упражнениях
В этой статье мы дадим несколько практических упражнений. Если во время выполнения какой-то практики вы почувствуете дискомфорт или некоторую «перегруженность», не стесняйтесь прервать её. Это занятия по тренировке внутренних навыков, а не психотерапия — и они не могут заменить заботу профессионалов о теле, уме или духе.
Кроме того, порой упражнения поднимают на поверхность какой-то теневой материал — особенно если в прошлом вы пережили травматичный опыт или сейчас у вас сложности в отношениях.
В первую очередь, позаботьтесь о себе. Как говорится: «Первое правило — не навреди». Не стесняйтесь прервать какое-либо упражнение, сознательно не погружаться в него слишком глубоко или выбрать для себя оптимальную глубину вовлеченности.
Также, если вы не можете сделать или осознать что-то, ничего страшного. Возможно, это знак того, чтобы быть осторожным и не торопиться с освоением конкретного материала. Или это может быть приглашением к тому, чтобы вернуться и исследовать его позже.
Скажи: «Прощай!»
Для начала составьте список того, с чем вы бы хотели попрощаться.
К сожалению, есть множество вещей, которые не оставят вас, даже если вы скажете им «прощай!» Это могут быть назойливый зять или политический лидер, до которого вам нет дела. Поэтому наибольшая ценность состоит в том, чтобы составить список действий, качеств или вещей, от которых вы действительно можете избавиться, — например, напряжение в вашей спине, излишнее раздражение или привычка выпивать лишний бокал вина.
Теперь взгляните на свой список — если ли в нём что-то такое, что вы на самом деле не хотите отпускать? Например, посмотрите на каждый пункт и представьте, что могущественная сила вроде доброй феи, космического пылесоса, Бога или чего угодно ещё может заставить это явление исчезнуть из вашей жизни.
Спросите себя, действительно ли вы хотите, чтобы это случилось. Если ваш ответ «да», переходите к следующему пункту. Если же ваш ответ «нет», вычеркните этот пункт из списка.
И, если хотите, вы можете разорвать этот список и действительно отпустить все те пункты, которые в нём указаны. Вы можете мысленно сказать им «прощай» столько раз, сколько вы считаете необходимым и достаточным для того, чтобы все пункты из списка исчезли.
Попробуйте испытать подлинное освобождение от практики отпускания. Вы можете снова и снова говорить «прощай», представляя, как выбрасываете ненужные вам вещи в мусорную корзину.
Каким был для вас этот опыт? Что вы чувствовали, когда делали это упражнение? Что вы поняли и чему научились?
Отпускание в противовес отвращению
Когда мы думаем о том, чтобы отпустить что-то, важно принимать во внимание такое чувство, как отвращение. Когда нам что-то отвратительно, мы сопротивляемся, ненавидим или опасаемся этого.
Очень часто мы испытываем отвращение к тем вещам, людям, явлениям, которые хотим отпустить. Но как вы сейчас увидите, отвращение к чему-либо порождает множество проблем.
Итак, давайте рассмотрим, как появляется отвращение, какова его цена и как практиковать отпускание без отвращения.
Реакция отвращения в нашем организме — это результат глубоких эволюционных изменений в структуре нашего мозга, благодаря которым наши предки выжили и смогли передать свои гены дальше.
Например, ярким выражением отвращения — рвотой — управляют сети, которые находятся очень глубоко, в самом древнем отделе вашего мозга — расположенной в стволе головного мозга медулле, которую из-за её древности иногда называют «мозгом насекомых».
Если говорить кратко, то в наш мозг постоянно проникает информация из внешнего мира и запускает такие внутренние процессы, как мышление, ощущения, воображение, воспоминания, появление желаний, и так далее.
Эта информация постоянно оценивается по трём критериям в разных областях и сетях вашего мозга: полезно для выживания; опасно/вредно для выживания; не имеет значения для выживания. Под «выживанием» мы имеем в виду всё, что относится к жизни и смерти, а также всё то, что находится между этими двумя полюсами: сытость и голод, удовольствие и боль, тревога и уверенность, разочарование и удовлетворение, и так далее.
Информацию, полезную для выживания, мозг определяет как приятные чувства и эмоции. Опасную для выживания — как неприятные эмоции. Нейтральные — как нейтральные эмоции.
За окрашивание эмоций отвечает характерная область мозга — миндалина. Их две — маленькие миндалевидные узлы в центре мозга непосредственно связаны со стволом мозга.
Любопытно, что в традиции буддизма эмоциональное восприятие считается центральным человеческим переживанием, одной из Пяти скандх или Пяти составляющих человеческой личности, которые вместе составляют физическую реальность и наш опыт. Чувства как таковые должны быть одним из главных четырёх объектов медитативного осознавания (они называются Четыре основы внимательности — Four Foundations of Mindfulness).
Эмоции так важны, потому что мы живо реагируем на них: хотим притянуть к себе приятное, оттолкнуть от себя неприятное и заблуждаемся по поводу нейтрального. И всё это приводит к тому, что сначала мы страстно желаем чего-то, потом цепляемся за это, а затем страдаем.
Наши эмоции и наши реакции на них — это важная область, где современная нейронаука встречается с мудростью древних созерцательных традиций, и они обе глубоко обогащают друг друга. Об этом интересно размышлять и очень полезно практиковать.
Продолжим рассматривать эту тему с позиции нейронауки, потому что программа выживания, заложенная в мозгу животных (включая также и человека), настроена на то, чтобы избегать неприятного и наслаждаться приятным. Эти области и цепи мозга, формирующие позитивные и негативные эмоции, генетически запрограммированы воспринимать негативную информацию и реагировать на неё — и это тренирует их и дальше воспринимать и реагировать на негативную информацию.
Например, миндалина запрограммирована реагировать на мимику других людей, выражающую страх или отвращение. Эти сигналы об угрозе нашего выживания мы получаем от других членов нашего племени — или из наших телевизоров.
Между прочим, эта склонность к негативу в нашем мозге — причина того, почему так важно сознательно усиливать положительный опыт, наслаждаться им и принимать его. Это помогает скомпенсировать естественное стремление нашего мозга цепляться за негативные переживания и демонстрировать их другим, при этом совершенно не замечая позитивные переживания.
Так, чтобы мы могли выжить и оставить после себя внуков, матушка природа снабдила нас негативными реакциями. Но, как мы уже отмечали ранее, её не волнует, страдаем ли мы при этом. Негативные реакции — причина того, что мы испытываем страдания во многих ситуациях:
— Это может быть неприятный опыт сам по себе. С другой стороны, стоит отметить, что неприятные чувства могут привести к неприятию неприятных чувств. Это так называемые «контрафобические» реакции (то есть стремление противостоять ситуации, вызывающей неприятные чувства. Цель этого — возможность получать острые переживания, не испытывая при этом нежелательных чувств. — прим. пер.). Примеры такого поведения можно увидеть в некоторых основополагающих жизненных стратегиях, например, это «семёрка» в Эннеаграмме.
— Отвращение активизирует симпатическую нервную систему, ответственную за поведение «бей или беги». Она посылает водопад гормонов стресса по всему телу и буквально «забирает» ресурсы у таких долгосрочных процессов, как пищеварение или поддержание сильной иммунной системы. Как вы знаете, хронические стрессовые реакции имеют серьезные долговременные последствия как для психического, так и для физического здоровья. Например, хроническое отвращение, которое проявляется в виде враждебности, — это основная причина болезней сердца.
— Из-за отвращения мы начинаем выражать негативные эмоции, которые не самым лучшим образом влияют на окружающих и, таким образом, на нас самих.
— Зачастую это приводит к тому, что наши действия становятся импульсивными и резкими, реакции — слишком сильными, и этим всем мы наносим вред как себе, так и другим.
— В большой степени, отвращение отделяет нас от мира — мы занимаем позицию «против него», отделяем себя от мира. Из-за этого возникает болезненное внутреннее напряжение между «я» и миром, и это добавляет напряжения нашему “Я”, которое и так само по себе является источником страданий.
В отличие от отвращения, отпускание — в том смысле, который мы в него вкладываем — не включает в себя отвращение (хотя просветление, которое включает все, дает место и отвращению).
Что значит «отпустить без отвращения»?
— Мы просто оставляем этого человека, явление, вещь, ситуацию и идём дальше. Отпускаем. Говорим «прощай» без злости и гнева. Выдыхаем. Выбрасываем ненужный мусор. Отказываемся. Отворачиваемся от плохого.
— Поворачиваемся к хорошему. Сажаем цветы. Двигаемся дальше.
В более широком смысле, здоровое отпускание также может означать:
— В первую очередь: не привязываться. Не воспринимать проблемы другого человека как свои собственные. Не предполагать, что вы в этом замешаны. Проводить границы между собой и другими людьми, событиями и явлениями.
— Твёрдо (и в то же время — без отвращения) отталкивать, отсекать или отказываться от неблагоприятного.
Отпустить — это не значит быть равнодушным, безответственным или безразличным. Вы можете по-настоящему заботиться о том, что важно для вас, и вас могут вдохновлять и мотивировать сердечные стремления, но в то же время вы не привязываетесь к результатам ваших мудрых действий.
В нашем мозге отпускание связано с тремя крупными областями, или системами. Понимание этих структур даёт вам ясность относительно трёх главных аспектов практики отпускания: выбор, высвобождение/расслабление, и пребывание с этим:
— Префронтальная кора, расположенная позади вашего лба (в особенности — за вашими глазами) принимает решение о том, что нужно отпустить, и передаёт сигналы в эмоциональные сети вашего мозга. Это запускает и поддерживает вашу решимость — некоторые называют это правильным или мудрым намерением. Эта область «выбирает» отпускание.
— Когда запущен так называемый водопад отпускания, активизируется парасимпатическая нервная система, которая усиливает ощущение расслабления и блаженства, которое вы чувствуете во всём вашем теле. Симпатическая нервная система в это время угнетается. Это этап освобождения и расслабления.
— Передняя поясная кора, как и миндалина, расположена в каждом полушарии, по форме она похожа на палец и размещена близко к центру вашей головы. Она контролирует то, насколько хорошо вы справляетесь с отпусканием, и посылает предупреждающий сигнал, если вместо этого вы начинаете упорствовать и цепляться за этот объект. Эта область отвечает за “пребывание” в состоянии отпускания.
Во время практики отпускания эти области вашего мозга становятся вашими хорошими друзьями, они на вашей стороне. И поэтому хорошо бы поблагодарить их за это.